ул. Малая Дмитровка, д. 16/6 +7 (495) 987-18-70

Журнал «Акционерное общество» № 02 (165) – Деловая и финансовая репутация



Эксперты отмечают тенденцию роста преступлений в сфере микрофинансирования, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов. Зачастую это сопряжено с недобросовестной деятельностью участников таких юридических лиц, а именно их учредителей.

За 2017 год резко возросло количество нарушений законодательства в сфере деятельности негосударственных пенсионных фондов: накопления граждан путем подделывания различных документов и подписей переводят из одного фонда в другой. Происходят такие операции без ведома граждан и жертвами таких мошеннических действий стали уже несколько тысяч человек. На рынке существуют микрофинансовые организации, деятельность которых не соответствует законодательству, а также так называемые «фирмы-технички», которые не осуществляют реальной хозяйственной деятельности.

Для того чтобы обезопасить граждан и других участников рынка от мошеннических действий подобных организаций и пресечь рост преступлений в будущем, законодатель пришел к необходимости введения специальных критериев, которым должны соответствовать лица, осуществляющие управленческую деятельность в вышеупомянутых юридических лицах, а также к их учредителям.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям(участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций» (далее — Закон) был введен ряд новых требований к деловому и финансовому статусу определенной группы лиц. В первом чтении закон был принят в 2015 г., однако поправки ко второму чтению были приняты только в июле 2017 г.

Данный закон вступает в силу в течение 180 дней со дня его официального опубликования, а именно 28 января 2018 г.

Соответствующие изменения, которые вводятся новым Федеральным законом № 281-ФЗ, коснутся сферы действия Центрального банка РФ и банковских организаций, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, микрофинансовых организаций, а также организаций, осуществляющих страховую деятельность.

Законодатель сформулировал специальные положения, в соответствии с которыми можно будет установить, соответствует ли деловая репутация конкретного лица требованию законодательства. Закон расширил перечень критериев оценки деловой репутации, которые будут применять к таким финансовым организациям: после вступления Закона в силу список упомянутых критериев увеличится до 25 положений.

Данные критерии будут подразделяться на три большие группы.

К первой группе относятся требования, которые касаются отсутствия у кандидата судимости, получения обвинительных приговоров или привлечения к административной ответственности по каким-либо серьезным проступкам, а также отсутствие факта расторжения трудового договора с кандидатом по инициативе работодателя.

Вторая группа критериев объединила в себе требования, которые касаются отсутствия фактов предоставления кандидатом недостоверных финансовых отчетностей.

Третья группа требований связана с критериями, которые исключают возможность участия кандидата в управлении обанкротившейся организацией, или какой-либо организацией, которая бы ла исключена из официального реестра Банка России.

Важным моментом является то, что если лицо не соответствует требованиям, которые применяются н банкам, то оно не сможет занимать руководящие должности или покупать крупные доли в негосударственных пенсионных фондах, страховых организациях, управляющих компаниях или микрофинансовых компаниях.

Интересным является тот факт, что указанный Закон вводит новый кросс-секторный подход к замещению должностей. Это означает, что деяния (действия или бездействия) лица, которые оно совершило на предыдущих должностях, могут стать основаниями для неназначения такого лица на руководящую должность в будущем.

Положением данного Закона устанавливается, что финансовое положение юридических лиц, осуществляющих деятельность кредитной организации, должно соответствовать требованиям, которые определяются нормативным актом Банка России. Данное изменение в законодательстве позволит привести к «единому знаменателю» требования, которым необходимо соответствовать для осуществления кредитной деятельности.

Вместе с тем, Закон также устанавливает требования к финансовому положениюи деловой репутации учредителей или участников управляющей компании. Однако в данном случае может сложиться множество спорных ситуаций. Поэтому Закон предусматривает процедуру рассмотрения Банком России жалоб на решения, принятые должностными лицам, Банка России о признании лица не соответствующим квалификационными требованиям или требованиям к деловой репутации. В случае если решение Банка России не удовлетворит кандидата или организацию, они смогут оспорить такое решение в досудебном порядке, а в дальнейшем — обратиться в суд.

В законе закреплена информация о некой базе лиц, чья деловая репутация не соответствует критериям, указанным в Законе, и которая ведется уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Банка России.

Закон увеличивает срок пребывания руководителей и владельцев банков с «подмоченной» репутацией в базе с пяти на десять лет. Таким образом, в течение десяти лет лица, которые находятся в данном списке, не смогут занимать некоторые должности и совершать определенные действия. В частности — занимать должности руководителя, члена совета директоров банка или приобретать более 10% акций банка. В том случае если банкир будет привлечен к уголовной ответственности за преднамеренное или фиктивное банкротство кредитной организации, или банкир повторно нарушит требования к деловой репутации, которые установлены законодательством Российской Федерации, то ему будет запрещено пожизненно руководить банком, входить в совет директоров банка или покупать более 10% акций банка.

Как было упомянуто выше, лица, которые попадут в базу Банка России, имеют право на оспаривание решения Банка России в рамках подачи апелляции. Для руководителей и акционеров некредитных финансовых организаций также предусмотрен срок пребывания в базе лиц, чья деловая репутация не соответствует критериям, определенным в законодательстве. Такой срок составляет пять лет.Однако закон не предусмотрел меру ответственности в виде пожизненного запрета на руководство некредитными финансовыми организациями или покупку их акций.

В отношении акций и органов управления организаций, созданных в форме акционерных обществ, Банк России также вправе осуществлять некоторые надзорные функции. К примеру, Банк России может отказать в даче согласия на совершение некоторых сделок лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа этих юридических лиц или акционеров (участников) — юридических лиц, владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации, чьи деловая и финансовая репутации признаны неудовлетворительными. После обнаружения нарушений Банк России выносит представление об устранении нарушений. В случае если нарушения, указанные в представлении, не будут устранены, то Банк России вправе в судебном порядке требовать совершения некоторых действий. К примеру, уменьшить долю акций участника или потребовать прекращения доверительного управления акциями.

Также одним из изменений является необходимость составления перечня должностных лиц страховой организации, чей уровень квалификации должен соответствовать вышеуказанным критериям. В Законе также определен круг лиц, назначение и избрание на должность которых осуществляются с предварительного согласия органа страхового надзора. Законодатель закрепил за Банком России право требовать от страховой организации увольнения лица, если впоследствии выяснится, что его деловая репутация не соответствует критериям, определенным законодательством Российской Федерации.

Что же касается лиц, которые занимают руководящие должности в организациях на настоящий момент, то есть до вступления Закона в силу, то их положение будет зависеть от вида юридического лица, в котором они занимают указанные должности.

Например, к лицам, занимающим в страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, управляющих компаниях инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда и микрофинансовых организациях на день вступления в силу Закона должности, указанные в Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в федеральных законах «О негосударственных пенсионных фондах», «Об инвестиционных фондах», «О  микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», квалификационные требования, которые предусмотрены указанными законодательными актами, применяются по истечении пяти лет со дня вступления в силу Закона.

В то же время к лицам, которые занимают в кредитных организациях на день вступления в силу Закона должности главного бухгалтера, его заместителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации (кроме небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций), указанные в законе требования будут применяться только в том случае, если такие лица будут приниматься на должности со дня вступления в силу Закона в той же или иной кредитной организации.

Необходимо отметить, что законодательные изменения 2017 года коснулись, кроме участников и директоров, и других лиц, чья деловая репутация может быть скомпрометирована.

Законодатель называет таких лиц — контролирующее должника лицо (далее — КДЛ). Любопытна позиция ФНС России по определению таких лиц. К примеру, Федеральная налоговая служба Российской Федерации в Письме от 16.08.2017 Мо СА-4-18/16148@ проанализировала изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс РФ об административных правонарушениях в части порядка привлечения к субсидиарной ответственности, которые вступили в силу с 30.07.2017 года.

В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в редакции от 29.07.2017) «О несостоятельности(банкротстве)», по общему правилу, под КДЛ понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Служба также отмечает, что КДЛ может быть признано то лицо (или группа лиц), которому (которым) без равноценного встречного предоставления прямо или косвенно (через третьих лиц) перечислялся доход (выручка) от деятельности должника или его часть и (или) было отчуждено имущество должника или его часть. При этом неравноценное встречное исполнение может маскироваться гражданско-правовыми — отношениями не имеющими под собой реальной основы (например, услуга, которую не оказывали; поставка, которую не осуществляли; освобождение от обязанности; получение прав по сделке и т.д.).

ФНС России указывает, что один из популярных способов получения выгоды от незаконного или недобросовестного поведения директора — схема разделения бизнеса на две части: рисковую («центр убытков») и безрисковую («центр прибылей»), которые позволяют случае проблем с оплатой поставщикам, подрядчикам, работникам или бюджету в короткие сроки поменять рисковую часть (обанкротив предыдущую) и продолжить ведение деятельности, не утрачивая активы. Это свидетельствует том, что контроль и над рисковой, и над безрисковой частями бизнеса осуществлялся из одного центра.

Также ФНС толкует еще одну новеллу Закона о банкротстве, которая позволяет признать лицо контролирующим по любым другим основаниям, которые прямо не указаны в Законе: неформальные личные отношения (в том числе установленные оперативно-розыскными мероприятиями), например, совместное проживание (в том числе «гражданский брак»), совместная служба (гражданская или военная) или обучение (одноклассники, однокурсники).

Поскольку контролирующее должника лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед кредиторами, то, несомненно, будет важно установить наличие лиц, которые осуществляли управленческую деятельность в отношении должника, принимали какие-либо организационные решения.

Если такие лица будут определены, то необходимо установить их степень влияния на организацию, характер принимаемых ими решений, а танже степень добросовестности, с которой они руководили организацией. Насколько добросовестно такие лица осуществляли управленческую деятельность, можно судить в том числе по их финансовой и деловой репутациям.


Издание
от 22.02.2018
Скачать статью

Мы готовы ответить на ваш вопрос

Заявка отправлена

, заявка успешно отправлена.
Секретарь Коллегии свяжется с вами по телефону
в течение рабочего дня.
Закрыть

Подписка оформлена

, подписка успешно оформлена.
Закрыть