Известно, что Минэкономразвития разработало меры стимулирования экономического роста и репатриации капитала. Данные меры были заложены в разработанную и уже действующую программу по развитию Специальных административных районов (САР) — территории со специальным налоговым режимом, также известные как русские офшоры. Помимо репатриации капитала и стимулирования экономического роста, целью данных мер была установлена такжезащита бизнеса от зарубежных ограничительных мер. Полагаю, что на настоящий момент процессразвития указанных районов реализует поставленные задачи.
Для полного понимания текущих процессов необходимо для начала разобраться с самим понятиеофшора, так как название русские офшоры уже закрепилось в обиходе за САР.
Необходимо отметить, что в российской практике под определением офшора принято понимать всеостровные юрисдикции без особой дифференциации. Данное слово с определенного момента стало ругательным. Ярким примером является Кипр, который принято называть офшором несмотря на то, что последнее время он являлся налоговой гаванью и даже Минфин России исключил его из перечня офшорных юрисдикций приказом от 2013 г.
Однако офшор в чистом виде — это территория с льготным налоговым режимом и закрытымреестром бенефициаров зарегистрированной в офшоре компании, кроме того, чаще всего офшор подразумевает наличие коммерческой активности компании, не связанной с территорией ее регистрации.
В список офшорных зон, формируемый Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ,принято включать и офшорные зоны и территории, предоставляющие льготный налоговый режим (что напрямую следует из названия списка). Необходимо учитывать данные списки при работе с иностранными контрагентами.
Возможны неблагоприятные последствия и особенности работы российских банков, связанные с учетом данных списков.
Перечень офшорных зон урегулирован на уровне законодательства. Первую попытку урегулировать нормативно сферу офшоров сделал Банк России — Приложением № 1 к указанию Банка России от 07.08.2003 № 1317‑У О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающихраскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах) определен перечень офшорных зон. Этот перечень применяется в банковской сфере.
Затем в 2007 г. отдельный перечень офшорных зон был установлен Министерством финансов РФ в соответствии с приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н «Об утверждении Перечнягосударств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)». Таким образом, в зоне российского правового регулирования было оформлено определение офшора в его классическом международном понимании.
Таким образом, на мой взгляд, САР являются не столько офшорами, сколько налоговыми гаванями, так как в первую очередь направлены на предоставление мер экономического роста, в том числе и с помощью налоговых льгот и преференций, нежели на тотальное закрытие информации о конечном бенефициаре. Кроме того, российское законодательство предусматривает для международных компаний ряд налоговых льгот (нулевые или пониженные ставки по налогу на прибыль, налогу на дивиденды и др.), что сближает их с офшорными компаниями.
Налоговые послабления для международных компаний сконструированы таким образом, чтобы максимально приблизить налоговый статус международной компании к иностранным холдинговым компаниям, расположенным в офшорных и квазиофшорных юрисдикциях. В то же время международная компания отличается от классической офшорной компании, поскольку российским законодательством установлены требования к осуществлению ею инвестиций на территории России, тогда как офшорным компаниям запрещено заниматься бизнесом на территории государства их регистрации.
Для реализации данной программы был принят целый пакет законодательных мер регулирования, а именно для создания специальных административных районов, а также запуска процедур редомициляции в Российской Федерации 03.08.2018 вступили в силу Федеральные законы:
- «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;
- «О международных компаниях и международных фондах»;
- «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», Федерального закона «О международных компаниях»;
- «O внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», Федерального закона «О международных компаниях»;
- «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части создания Специального судового реестра в связи с принятием Федерального закона «О международных компаниях»;
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».
Принятие Федеральных законов создало механизмы для быстрого и удобного способа перевода иностранных юридических лиц в Россию в качестве резидентов САР — с заменой юридического адреса при сохранении корпоративной структуры. САР созданы на территориях о. Русский (Приморский край) и о. Октябрьский (Калининградская область). Редомициляция осуществляется через управляющие компании (УК) на о. Октябрьский (Калининградская область) и о. Русский (Приморский край). На острове Русский полномочия УК осуществляет АО «Корпорация развития Дальнего Востока». На острове Октябрьский функции УК осуществляет АО «Корпорация развития Калининградской области». Резидентом САР может стать международная компания (компания, зарегистрированная в России в порядке редомициляции и осуществляющая деятельность на территории нескольких государств, в том числе России).
Осуществление экономической деятельности в рамках САР дает резидентам территорий и международным компаниям целый ряд преимуществ:
- Возможность быстрого перевода (редомициляции) иностранных компаний в Российскую Федерацию, а также акций таких компаний на российские биржи.
- Для международных компаний предлагается установить особенности исчисления налоговой базы:
– по доходам, полученным международной холдинговой компанией в виде дивидендов (0%);
– по доходам, полученным иностранными лицами в виде дивидендов по акциям (долям) международных холдинговых компаний (5%). - Для целей валютного регулирования Международные компании признаются нерезидентами. Фактически это означает снятие с этих компаний ряда ограничений, например, по открытию счетов в иностранных банках и различных отчетах о движении денежных средств.
- Установление режима конфиденциального владения и управления компаниями (доступ к сведениям об участниках международной компании, о лице, имеющем право действовать без доверенности, ограничивается на основании заявления международной компании).
- Упрощена регистрации водных судов в специальном реестре. В этих целях создается Российский открытый реестр судов (с 31.01.2019). Это позволит в минимальные сроки зарегистрировать объект и получить право использовать российский флаг.
- Установлен особый режим разрешения споров в рамках САР, одной из сторон которых является участник САР. Предусматривается установление ускоренного порядка приведения в исполнение арбитражных решений (при их заключении) по спорам с участием резидентов САР.
- Возможность составления отчетности по МСФО для любых целей, кроме представления в государственные органы.
- Возможность применения норм иностранного права (до 1 января 2029 г.) и сохранения положений корпоративного договора.
- Возможность выражения номинальной стоимости акций международной компании в иностранной валюте. В целях уплаты налогов и сборов размер уставного капитала международной компании в иностранной валюте не подлежит переоценке в связи с изменением курса иностранной валюты.
- Возможность принятия участия в общем собрании акционеров международной компании в порядке, предусмотренном правилами иностранного регистратора, а также осуществления голосования через иностранного регистратора.
- Возможность открытия лицевого счета иностранного номинального держателя акций у иностранных организаций.
- Возможен международный арбитраж без создания обособленного подразделения иностранного арбитражного учреждения.
Необходимо отметить, что для использования вышеуказанных преференций компании необходимо приобрести статус резидента САР.
В свою очередь резидентом САР может стать Международная компания, зарегистрированная в России в порядке редомициляции.
Статус международной компании предоставляется юридическому лицу, которое:
- На момент принятия решения об изменении своего личного закона, но в любом случае не позднее 1 января 2018 г., самостоятельно либо через свои прямо или косвенно подконтрольные лица или компании, входящие в группу лиц, осуществляет хозяйственную деятельность на территории нескольких государств, в том числе на территории Российской Федерации.
- Приняло на себя обязательства по осуществлению инвестиций на территории Российской Федерации (не менее 50 млн. руб. за 6 месяцев).
- Зарегистрировано в государстве, которое является членом или наблюдателем Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (МАНИВ-ЭЛ). При этом кредитные организации, некредитные финансовые организации, операторы платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры не могут признаваться участниками САР и с ними не может быть заключен договор об осуществлении деятельности.
Процедура редомициляции и получения статуса международной компании является следующей. Иностранное юридическое лицо для получения статуса резидента САР и Международной компании подает в управляющую компанию заявку на заключение договора об осуществлении деятельности.
В заявке указываются следующие сведения:
- полное фирменное наименование заявителя,
- вид (виды) деятельности, который заявитель планирует осуществлять в рамках договора об осуществлении деятельности,
- срок, на который заявитель намеревается заключить договор об осуществлении деятельности,
- номера телефона, факса, адрес электронной почты заявителя,
- фамилия, имя, отчество (при наличии) контактного лица заявителя, номера телефона, факса, адрес электронной почты такого лица.
Также для регистрации международной компании в порядке редомициляции иностранное юридическое лицо представляет в управляющую компанию ряд имеющихся документов для регистрации в ЕГРЮЛ и регистрации выпуска акций. Деятельность участника САР осуществляется в соответствии с договором об осуществлении деятельности.
Договор об осуществлении деятельности — договор, заключаемый между участником САР и УК, устанавливающий виды деятельности участника САР, условия осуществления такой деятельности, права, обязанности и ответственность сторон.
Запись о предоставлении статуса международной компании вносится в ЕГРЮЛ. Акции иностранного юридического лица признаются акциями акционерного общества со статусом международной компании (далее — акции международной компании) с даты государственной регистрации международной компании при условии государственной регистрации их выпуска.
Договор об осуществлении деятельности заключается по результатам рассмотрения управляющей компанией заявки на осуществление деятельности в качестве участника САР и после регистрации Международной компании. Последствия изменения личного закона иностранного юридического лица (редомициляции) Личным законом международной компании с момента ее государственной регистрации в Российской Федерации становится российское право. При этом участники (акционеры) иностранного юридического лица сохраняют в том же объеме права участия в международной компании и связанные с таким участием обязанности.
Государственная регистрация международной компании влечет следующие правовые последствия:
- Считается, что международная компания создана с даты регистрации (создания) иностранного юридического лица.
- Государственная регистрация международной компании не является:
– основанием для возникновения обязанностей иностранного юридического лица и международной компании по досрочному исполнению обязательств;
– обстоятельством, ухудшающим финансовое положение иностранного юридического лица и международной компании;
– существенным изменением обстоятельств, из которых соответствующие стороны исходили при заключении договора;
– основанием для выплаты неустойки или убытков, передачи имущества кредиторам или участникам иностранного юридического лица, выкупа акций (долей) у его акционеров (участников), возникновения иных обязанностей, которые могут возникнуть у иностранного юридического лица в результате его ликвидации, реорганизации, несостоятельности (банкротства). - С даты государственной регистрации международной компании ей принадлежат права, и она несет обязанности, которые имеются у иностранного юридического лица.
- Государственная регистрация международной компании не является основанием для перерыва или приостановления течения срока исковой давности.
Таким образом, можно сказать, что развитие САР уже дало свой положительный эффект, что подтверждается количеством резидентов, измеряющимся десятками компаний.
Безусловным является тот факт, что система мер еще находится в процессе доработки и дополнительного налаживания, но она уже подтвердила свою востребованность и позитивное влияние на экономическое развитие и создание инвестиционного климата.
Однако развитие программы на данном этапе не остановилось, так как 24 февраля этого года президентом был подписан Закон об упрощении порядка регистрации иностранных компаний в САР. В данном случае была открыта возможность для перехода под юрисдикцию САР и для компаний, учрежденных под юрисдикцией государств, не являющихся членами или наблюдателями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) или членом комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ). Ранее этот фактор являлся дополнительной ограничивающей мерой.
Полагаю, что данное нововведение даст дополнительное развитие и для САР, и для Российского бизнеса в целом.