Читайте сегодня в газете "Ведомости" статью Елены Медведевой с юридическим комментарием адвоката МКА "Князев и партнеры" Владимира Юрасова.
Читайте сегодня в газете "Ведомости" статью Елены Медведевой "Газпром" получит все" с юридическим комментарием адвоката МКА "Князев и партнеры" Владимира Юрасова. “Газпром” вышел победителем в многомесячной борьбе за раздел активов РАО ЕЭС. Он добился права на контрольные пакеты акций двух ОГК — государство согласилось в обмен взять у него долю в “ГидроОГК”. Позднее он что-то выменяет на акции в Федеральной сетевой компании.
Другим акционерам РАО повезло меньше: например, “Норильский никель” сможет увеличить долю в ОГК-3, где уже владеет 73% акций. В РАО EЭС входят Федеральная сетевая компания, “Системный оператор”, “ГидроОГК”, шесть оптовых генерирующих компаний (ОГК), 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК) и др. Основной акционер РАО “ЕЭС России” — государство (52,68%), у “Газпрома” — 10,5%, у “Норильского никеля” — 3,5%. Выручка в 2006 г. по МСФО — 894,9 млрд руб. Чистая прибыль — 149,518 млрд руб. Капитализация в пятницу в РТС — $58 млрд.
После ликвидации РАО ЕЭС в 2008 г. каждый акционер холдинга получит долю в его “дочках”. Еще до этого крупным частным акционерам РАО — “Газпрому”, СУЭК и “Норникелю” — разрешили обменяться будущими долями в тепловых генерирующих компаниях. “Газпром” несколько месяцев добивался включения бумаг “ГидроОГК” и ФСК в перечень “обменных” активов. На доли в этих компаниях монополия могла без доплаты получить контроль минимум в двух оптовых генерирующих компаниях.
“Газпром” выбрал ОГК-2 и ОГК-6. РАО, Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба были против такого обмена, но в пятницу совет директоров энергохолдинга разрешил монополии обменять акции “ГидроОГК” на доли в тепловых генкомпаниях. В разделительном балансе, утвержденном советом, указано, что “Газпром” в результате обмена с государством и другими миноритариями получит 55% акций ОГК-2 и 52% акций ОГК-6, сказал председатель правления РАО Анатолий Чубайс на телефонной конференции по итогам совета. Также монополия получит по 5,2% ТГК-1 (Северо-Западная) и ТГК-12 (Кузбасская), 6% ТГК-13 (Енисейская), уточнил представитель РАО.
Чтобы выменять это, “Газпрому” пришлось отдать в том числе около 4% подконтрольного ему “Мосэнерго”. СУЭК и “Норникель” обменяются друг с другом и государством только акциями тепловых генкомпаний. СУЭК получит 14,9% ТГК-13 и 12,6% ТГК-12 (в обеих в итоге доведет свою долю до контрольной). “Норникель” согласился на дополнительные 14% ОГК-3, где ему принадлежит уже 73% акций. Представители “Газпрома”, СУЭК и “Норникеля” от комментариев отказались. Будущей долей в ФСК “Газпрому” (9,2% акций) меняться пока не разрешили, но он “застолбил” право осенью-зимой подписать договор мены с государством и уже после реорганизации РАО получить на акции ФСК приглянувшиеся ему активы, рассказали “Ведомостям” два источника, близких к совету директоров РАО.
“Эти решения неоднозначны и для государства, и для остальных миноритариев РАО”, — возмущается один из них. Победить “Газпрому” помогла активная поддержка первого вице-премьера Дмитрия Медведева, утверждают источники “Ведомостей”, а последнее слово было за президентом Владимиром Путиным. Совещания о разрешении “Газпрому” меняться акциями ФСК и “ГидроОГК” шли в постоянном режиме, сказал Чубайс.
Представители “Газпрома” в последнее время чуть не ночевали в приемной Медведева, рассказали несколько сотрудников РАО. Но РАО и “Газпрому” предстоит новый спор. После проведения допэмиссии акций ОГК-2 и ОГК-6, которая запланирована на конец года, доля “Газпрома” в них может снизиться до 43% и 41% соответственно, подсчитал Чубайс. И РАО не хотело бы давать преимущественное право выкупа “Газпрому”. “Мы не видим оснований для предоставления такого права акционерам, и в том числе "Газпрому", — заявил Чубайс. — Но вопрос будет выноситься на заседание совета директоров, и убежден, что по этому вопросу будет серьезная дискуссия”.
Преимущественное право выкупа дается акционерам по закону и “Газпром” воспользуется им, уверяет менеджер газовой монополии. Но на момент допэмиссии фактически у “Газпрома” не будет контроля в ОГК, а только запись в разделительном балансе РАО, и “Газпрому” потребуется согласие энергохолдинга на преимущественный выкуп бумаг, отмечает адвокат юрфирмы “Князев и партнеры” Владимир Юрасов.
Другие новости