Проверки бизнеса. Что изменилось в правах контролирующих органов при проведении проверок с принятием закона «О полиции».
Прежде чем говорить об изменениях в правовых особенностях деятельности контролирующих государственных органов, напомним, какие вообще государственные органы уполномочены на проведение тех или иных проверок и какая изначальная правовая база регулирует их деятельность.
Итак, на данный момент проводить проверки уполномочены около полусотни различных государственных структур, в их число, например, входят: органы прокуратуры, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Роспотребнадзор, федеральные органы налоговой полиции и др. Прежде всего сразу выделим то, что контролирующие органы не имеют права делать: выполнять проверку соблюдения требований, деятельность в соответствии с которыми не относится к компетенции проверяющего органа, осуществлять те или иные проверки в отсутствие представителя проверяемого объекта.
Кроме того, стоит вспомнить, что действия связанные с требованием проверяющего органа получения документов, содержащих те или иные сведения, не имеющие отношения к предмету проверки, также являются незаконными. Если подобное требование все же озвучено, вам следует внимательно ознакомиться с распоряжением, вынесенным должностным лицом, в котором содержится цель проведения проверки.
Не допускается превышения установленных для проведения проверочных мероприятий сроков. В большинстве случаев (за исключением условий, предусмотренных нормами законодательства РФ) недопустимо распространение информации, составляющей охраняемую законом тайну, полученной должностным лицом в ходе проведения проверки.
Теперь перейдем к основным правам, позволяющим совершать те или иные действия лицом, представляющим контролирующий орган. Итак, после того как к вам поступили сведения о проведении проверочных действий, установлен день и время, вы ознакомились с регламентом и установили цель визита контролирующих органов, а также удостоверились, что орган, собирающийся нанести визит, полностью компетентен по праву проведения запланированного проверочного мероприятия, вам необходимо знать о действиях, которые вправе осуществлять представители того или иного контролирующего органа. Контролирующий орган имеет абсолютное право осуществлять проверку учредительных и бухгалтерских документов, ценных бумаг, истребование письменных объяснений от руководства и представителей проверяемого субъекта по возникающим в ходе проведения вышеуказанных мероприятий вопросам, производить проверки и приостановление функционирования кассовых аппаратов, помещений, архивов, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, следить за правильностью ее проведения. Также контролер вправе проверить качество продукции и сырья, запросить сведения по счетам проверяемого лица из банков. В данном случае мы подчеркнули только основные особенности прав и обязанностей контролирующих органов.
Существует огромное количество контролирующих и подконтрольных субъектов, уполномоченных на совершение тех или иных проверочных мероприятий - данные действия регулируются правовой базой, которая имеет колоссальные размеры по своему составу и структуре: налоговое, таможенное, административное, уголовное законодательство, бесконечное количество некодифицированных нормативно-правовых актов.
К сожалению, в данной статье невозможно перечислить все обязанности и полномочия каждого органа, поэтому в связи с принятием закона «О полиции», уделим особое внимание сотрудникам данного органа. Как известно, ранее принятый и уже отмененный Закон «О милиции» заменен Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», вступившем в силу с 01.03.2011 г. Если мы внимательно прочитаем новопринятый нормативно-правовой акт, то обнаружим, что глобальных изменений с его принятием не произошло, однако некоторые нормы обрели более широкую форму толкования. Например, ст. 13 закона, определяющая права сотрудников полиции, говорит о том, что полицейские не могут заниматься проведением самостоятельных проверок, С)днако сотрудники при предъявлении служебного удостоверения вправе посещать любые организации и знакомиться с любой документацией.
Такие действия обычно осуществляются при расследовании уголовных и административных дел, однако стоит отметить один интересный факт: ни в одной из норм данного закона прямо не указано, что сотрудники полиции обязаны предъявить служебный документ. Не исчезла также норма, закрепленная в Налоговом кодексе, разрешающая представителям налогового органа привлекать полицейских при осуществлении проверок, но только выездных. Также в новый закон вернулась ранее отмененная норма закона «О милиции», разрешающая изучение документов (в том числе документов, содержащих информацию об использовании субъектом ноу-хау, современных технологий и т. д.), изъятие образцов товара, причем в данном случае сотрудникам полиции, так же как и раньше, предоставлена полная свобода действий в связи с тем, что норма не устанавливает четких границ действий контролирующего органа. В целом можно сказать, что вступление в силу закона «О полиции» послужило поводом возвращения хорошо забытого старого, а также прекрасной возможностью расширения круга действий сотрудников данного органа в отношении проведения проверок, входящих в их компетенцию.
Действительно, в новый закон вернулись нормы, не только существовавшие ранее в законе «О милиции», но и те, которые были давно отменены в уже отмененном законе. Причем можно заметить, что даже обычный человек, не владеющий специальными знаниями в юриспруденции, внимательно ознакомившись с новым Федеральным законом «О полиции» и законом «О милиции», может определить, что все нормы, которые существовали, которые были отменены, но опять вступили в силу с принятием нового закона, а также нормы, получившие расширенное толкование, содержат в себе принцип максимального расширения границ деятельности сотрудников полиции, особенно в отношении проведения проверок. Судить о гуманности данного порядка, к со жалению, сложно, однако мы неслучайно решили поднять именно эту тему: возникает много пута ницы среди субъектов, подлежащих проверке со стороны контрольных органов.
В данном случае можно надеяться, что информация, предоставленная нами в этом номере, поможет проверяемым лицам не только не вступить в нежелательный конфликт с государственными органами, но, наоборот, - вовремя отстоять нарушенные права, а также предотвратить попытку их нарушения. Юрасов В.С., адвокат МКА "Князев и партнеры" Журнал "Директор по безопасности" № 9 от 9 сентября 2011 г.
Другие новости