«Матрицу» решили не загружать исками по авторским правам Вчера в Савеловском суде Российское авторское общество (РАО) отозвало иск, поданный в защиту авторских прав американца Дэвиса Ромэйма к ООО «Конвент Реал», одному из московских прокатчиков фильма «Матрица: перезагрузка», Выступая от имени американского композитора, автора музыки к «Матрице», РАО требовало у ответчиков перечислить композитору 3% от суммы, собранной от проката картины в кинотеатре, который по совпадению также называется «Матрица».
Осенью 2003 года РАО обратилось к арендатору кинотеатра «Матрица» 000 «Конвент Реал» с исковым требованием выплатить авторский гонорар в размере 3% от общего сбора кинофильма «Матрица: перезагрузка» в кинотеатре «Матрица». („Ъ» сообщал об этом 14 октября 2003 года). Предъявляя свои претензии прокатчикам, РАО защищало интересы аналогичного американского общества ВМI и его членов. Конкретнее — интересы композитора Дэвиса Дональда Ромэйма, написавшего музыку к фильму «Матрица: перезагрузка». Это уже не первая попытка РАО отстаивать права авторов музыки к иностранным фильмам: аналогичные иски РАО предъявляло в феврале 2003 года к кинотеатрам «Художественный», «Киноплеко и «Орбита», требуя выплатить гонорары композитору Джону Уильямсу, автору саундтрека к фильму «Гарри Поттер и философский камень».
Как и в случае с «Матрицей», РАО тогда утверждало, что музыка к кинокартине является самостоятельным авторским произведением и за его публичное исполнение автору должно быть выплачено 3% от общих сборов. Отметим, что претензии РАО исторически небеспочвенны. Еще в советское время во Всесоюзном агентстве по авторским правам, наследником которого является РАО, было сильно композиторское лобби, и по российскому законодательству об авторском праве композитор считается таким же соавтором фильма, как сценарист или режиссер-постановщик.
В частности, он имеет право на получение 3% валового дохода от использования его произведения (в данном случае — процент от вырученных денег за проданные на фильм билеты за все время его проката и кинотеатре). То, что громкие названия фильмов и имена композиторов используются для привлечения внимания к процессам, не скрывают и в самом РАО. «Претензии имелись ко всему репертуару кинотеатра „Матрица»: и русскоязычному, и иностранному», — разъяснила начальник правового отдела РАО Екатерина Ананьева.
Она также добавила, что «в американской практике вознаграждение автору музыки к фильму выплачивается единовременно», и, в отличие от актеров и режиссеров, американский композитор не получает процентов с кассовых сборов. «Однако как только фильм пересекает границу, вступает в права национальное авторское законодательство,— подытожила госпожа Ананьева.— Раз закон содержит такую норму, нравится это кинотеатрам или нет, они обязаны платить РАО за каждый показ вышеперечисленных фильмов». Объясняя причину отказа РАО от иска к ООО «Конвент Реал», начальник правового отдела РАО сослалась на некое соглашение с «Конвент Реалом», якобы обязывающее владельцев кинотеатра «Матрица» выплатить вознаграждения в размере 3% авторам указанных фильмов, показанных в кинотеатре.
Однако адвокат коллегии «Князев и партнеры» Юрий Николаев, представляющий интересы прокатчика, заявил, что никакого соглашения непосредственно с «Конвент Реалом» не существует. Адвокат добавил, что, отказавшись от иска, РАО потеряло возможность когда-либо еще предъявлять претензии к этому же ответчику по такому же иску (как минимум в отношении фильма «Матрица: перезагрузка»).
Что касается других фильмов, по которым РАО подавало иски к «Конвент Реалу» («Гарри Поттер я тайная комната», «Шанхайские рыцари» и «Банды Нью-Йорка»), то, по убеждению Екатерины Ананьевой, соглашение, на которое она ссылалась, носит «фундаментальный характер» в том смысле, что регулирует все отношения между РАО и владельцем кинотеатра. О каком соглашении идет речь, не ясно. Остается лишь предположить, что речь идет о некой третьей стороне, чья анонимность ревниво охраняется всеми участниками дела: судья Савеловского суда Марина Голованова подтвердила „Ъ», что на се годняшнем заседании РАО отказалось от иска к «Конвент Реалу» и некое соглашение действительно было заключено, но отказалась назвать стороны этого соглашения.
Другие новости