Прошлой зимой я грохнулась на наледи неочищенного тротуара между двумя крупными супермаркетами – «Авоська» и «Страна Геркулесия». Да так грохнулась, что прохожим пришлось вызывать «скорую», которая потащила меня из родного Ново-Переделкина через весь город аж в Боткинскую, поскольку врач заподозрил сотрясение мозга.
Десятью годами раньше на таком же бесхозном участке в канун Нового года, прямо перед праздничным балом, для которого и наряд уже был готов, я вообще сломала правую руку и два месяца сидела на больничном. Рука при перемене погоды болит до сих пор. И что – никто не виноват? Без хозяина Тогда я двумя свободными от гипса пальцами что-то еще пыталась тюкать на электрической машинке «Оливетти». С тех пор прогресс ушел далеко вперед хотя бы в области компьютерной техники. Но только не в нашем заскорузлом, как пересохшая калоша, жилищно-коммунальном хозяйстве в большинстве его проявлений.
Вот уже который год не могу добиться ответа на элементарный вопрос: кто должен чистить асфальт между тротуаром у дома и проезжей частью улицы? Между двумя магазинами? Между поликлиникой и химчисткой? Спрашиваю старательных дворников, которые всю зиму содержат донельзя разбитый тротуар у нашего дома, по крайней мере, чистым. Они отвечают с сильным акцентом: «Это нэ нашэ».
Спрашиваю у водителя маленькой снегоуборочной машины, который скребет площадку возле одного из супермаркетов. Он открещивается: «Не мое». Спрашиваю дяденьку, замеченного ранним утром с лопатой на автобусной остановке. Он категоричен: «Моя обязанность – очистить от сих до сих». Спрашиваю у начальника ЖКХ районной управы. Она, извиняясь, отправляет в ДЕЗ. В ДЕЗ я с одинаковым результатом звоню каждую зиму и слышу одно и то же: «Разберемся». Но «ничейные» ледяные промежутки внутри кварталов по-прежнему грозят людям бедой. Причем происходит это повсюду.
Вот письмо с улицы Привольной: «Мы живем в 1-м и 2-м корпусах дома № 1 с 1993 года, но так и не можем понять, какая структура должна чистить территорию между торцами наших корпусов». Вот жалоба от 79-летней пенсионерки из Зеленограда: «Хочу выразить недовольство всех жителей микрорайона. Качество уборки улиц стало гораздо хуже, чем 2–3 года назад. Например, около остановки «Горбольница» и возле роддома гололед, тротуары совсем не убирают, перестали даже посыпать песком». Примеры можно множить и множить. Да сверните, когда подморозит, с до блеска надраенной Тверской в любой переулок, хотя бы в тот же Брюсов, и сами увидите все прелести неразберихи с уборкой.
В принципе, никто и не скрывает, что нет единой организации, которая убирала бы тротуары. Какой-то кусок чистит район, какой-то – ведомство, какой-то – частник, а к каждому дворнику контролера не приставишь. Получается, шуми не шуми, а настоящего хозяина у городского асфальта нет. Убейте, но до меня не доходит, почему ДЕЗы, за которыми закреплено большинство улиц во всех районах города, или частные фирмы, занимающие огромные богатые офисы, или те же супермаркеты не могут доплачивать своим дворникам за чистку не только дорожек вдоль зданий, но и тех двух-трех-пяти остающихся без уборки метров, на которых есть риск упасть или утонуть в грязном сугробе. Себе же выйдет польза: дороги избавятся от луж, тающего снега и забитых решеток для стока воды.
Классовые тротуары
Ровно два года назад начали действовать обновленные Правила технической эксплуатации жилья, по которым диспетчерская служба ДЕЗов и РЭУ просто обязана в том числе отвечать за «организацию своевременной уборки подъездов и придомовых территорий, очистки крыш от снега и наледи». Причем работа после того, как вы пожаловались в свою диспетчерскую на какое-то нарушение правил, должна начаться не позднее следующего дня.
Те же самые Правила… определяют «периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров от снега». Сроки уборки зависят от класса тротуара. Да, представьте, тротуары тоже имеют свои классовые особенности, связанные с интенсивностью пешеходного потока. Самые малолюдные, где проходят не более 50 человек в час, при снегопаде необходимо чистить через каждые три часа, если температура ниже 2 градусов, и через каждые полтора, если теплее. Если снег не идет, убирать тротуары все равно должны, но раз в три дня.
Самые оживленные пешеходные дорожки, по которым в час пробегает не менее 100 человек, при снегопаде положено чистить через каждый час – при минус 2 и ниже градусах и каждые полчаса, если на улице теплее. При этом дороги и площадки зимой должны очищаться от снега, а скользкие места присыпаться песком (в московских условиях – щебенкой). Рыхлый и чистый снег дворники обязаны разбрасывать ровным слоем на газоны, а ни в коем случае не укладывать вдоль изгородей жилых домов. Вы где-нибудь такое видели? У жилкомслужб всех рангов и ведомств денег нет, чтобы все правила соблюдать и дворникам доплачивать? А что если мы все, пострадавшие, начнем с коммунальщиками судиться – как думаете, денег у них станет больше? Качнем права? Другое дело, что не привыкли мы связываться с судами, пока совсем не припечет. А напрасно. Давайте пожалеем себя и начнем драть с нерадивых три шкуры, чтобы они пришли в чувство. Тем более что нам дается возможность законно качать права. И дураку ясно, что за свои разбитые головы и сломанные руки-ноги мы имеем право получить компенсации.
Вот что об этом говорит адвокат Московской коллегии адвокатов Екатерина КУТУЗОВА: – В нашей практике есть случаи, когда клиентам удавалось получить с коммунальных служб компенсацию за увечья, полученные, в частности, из-за гололеда. Но для этого надо обязательно и сразу же получить в травмпункте справку, в которой должно быть указано, что травма связана именно с гололедом в таком-то месте в такое-то время. Не забудьте взять телефоны свидетелей, особенно если они вызывали «скорую» или помогали вам добраться до дома или больницы.
Вы сами или ваши родственники должны пойти в отделение милиции и написать заявление о случившемся. Соберите все справки и квитанции о лечении и лекарствах, которые пришлось покупать за свой счет, и даже чеки на продукты, которыми вас во время лечения снабжали родственники. Когда выздоровеете, подайте претензию сначала к коммунальной службе, по вине которой произошло несчастье, с просьбой компенсировать ущерб. Откажутся – подавайте в суд. Если вашему здоровью нанесен тяжкий вред, в этом есть состав уголовного преступления, и виновников будут судить по статье «халатность», которая грозит лишением свободы на срок до 5 лет. Если же исход, не дай бог, летальный – до 7 лет.
Так что, может, нам пора перестать стесняться и самим взяться за отстаивание своих прав? Тем более что прошлой зимой даже сам прокурор города Москвы Анатолий ЗУЕВ велел провести служебное расследование о травмах, полученных в результате плохой уборки территории, направлять прокурорские представления в жилищно-коммунальные службы и органы местного самоуправления с требованием навести на улицах порядок. В конце концов, есть на местах, в управах и ДЕЗах, реальные люди, которые отвечают за нашу с вами безопасность.
Эх, бедная моя голова! И бедная моя рука. И бедная моя контора, которая оплачивала мне, вынужденной сидеть дома по милости районных коммунальщиков, долгий больничный лист. А самое главное – бедные мы все, кто под этими самыми коммунальщиками с их пресловутой реформой ЖКХ ходит с риском для жизни. Ну, не обессудьте, ребята, если этой зимой я опять навернусь!
Другие новости