Верховный Суд опубликовал Определение от 30 января по делу № 5-КГ23-139-К2 о признании действительным завещания, составленного в простой письменной форме российским миллиардером по законодательству Княжества Монако.
В июне 2021 г. по заявлениям Веры и Николая Казаковых петербургским нотариусом было открыто наследственное дело к имуществу умершего 21 июня российского миллиардера Олега Бурлакова, который приходился ей братом. К заявлению о принятии наследства они приложили выписку о передаче на хранение собственноручного завещания наследодателя от 21 октября 2019 г., в которой содержалась копия завещания. Согласно тексту этого документа, Олег Бурлаков завещал все свое имущество в фонд Казаковых, откуда следовало выплачивать средства для удовлетворения жизненных потребностей нескольких семей, одной из которых полагалось 10 млн долларов США. Свою яхту «Черная жемчужина» наследодатель также распорядился передать Казаковым.
В процессе оспаривании завещания вдовой умершего, дело дошло до ВС, который в своем финальном решении указал на недопустимость принятия во внимание опосредованной трактовки иностранных специалистов перевода на французский язык завещания, изначально составленного на русском, при наличии возможности исследования его оригинального текста.
Адвокат МКА «Князев и партнеры» Елизавета Насртдинова полагает, что определение Верховного Суда интересно тем, что в первую очередь в нем была дана оценка судебным актам, которыми спорное завещание признавалось действительным. «Все же чаще всего перед судами ставится вопрос о признании завещания недействительным. Также интересным для судебной практики представляется изучение вопроса о форме завещания, а также применение положений иностранного права. Достаточно важным для складывающейся судебной практики в сфере наследственного права является указание ВС на применение ст. 1224 ГК РФ. В условиях современных реалий достаточно большое количество россиян находится за пределами нашей страны, поэтому случаи, когда завещания могут быть выполнены не совсем привычным для правоприменителей образом, будут увеличиваться. Значит, будет увеличиваться количество дел о признании таких завещаний действительным», – считает она.
По мнению эксперта, разъяснение ВС по подобным вопросам сможет оказать позитивное влияние при разрешении таких дел. Также Судом было сделано важное указание на процедуру признания таких завещаний действительными. Фактически суд обязан установить, какое наследственное право применимо к конкретным правоотношениям, и установить его содержание применимо к положениям ст. 1224 ГК РФ, в соответствии с которыми производится признание завещания действительным в судебном порядке. «С практической точки зрения ВС указал, что для установления содержания норм иностранного права необходимо следовать официальным процедурам, какими могут являться использование механизмов международного сотрудничества. В данном случае привлечение Минюста России носит обязательный характер, заключение иностранных специалистов является недостаточным», – полагает Елизавета Насртдинова.
Другие новости