И в воздух чепчики...Новый год, День города, День молодежи... Повод «выйти на улицу, глянуть на село» даже для затворников и отшельников.
Кругом все сверкает, блестит, вьется на ветру. Публика, опять же, гуляет. Возникают всякие нетрадиционные желания - смешаться с толпой, потратиться на воздушный шарик с портретом президента, поучаствовать в конкурсе «Кто быстрее нарисует лошадь». Кавалеры угощают любимых горячими пирожками и приглашают на танец прямо здесь, в скверике, под звуки духового оркестра.
Для тех, кто занимается организацией подобных праздников, все эти прелести, скорее всего, остаются недоступными. Разумеется, в каждом отдельно взятом праздничном городе - свои специфические трудности и радости. Но опыт показывает, что идентичности - особенно в качестве и количестве проблем, а также в способах их преодоления - здесь гораздо больше, чем специфики.
Поскольку Москва - столица, каждая мелочь, каждая деталь укрупняется и хорошо видна. В том числе детали взаимоотношений местных властей с теми, кто не прочь поучаствовать в организации народных гуляний и заработать на этом трудовую предпринимательскую копейку. Созданная при городском Комитете по культуре Московская дирекция по подготовке и проведению массовых мероприятий (далее - МД) накануне Дня города напоминает штаб боевых действий.
Рассчитать финансовые возможности, привязать к ним творческие планы, удержав при этом на должной высоте эстетическую, культурную планку, - задача поистине нелегкая. Как же все-таки город готовится к празднику? И, главное, какова роль предпринимателей в этом увлекательном процессе? Улучив минуту, пытаемся выяснить эти тонкости у начальника организационно-творческого отдела МД Николая Филипченко и его заместителя Татьяны Ивановой.
Приблизительно за год до начала любого крупного городского праздника в печати появляются публикации: объявлен открытый конкурс, то бишь тендер, на лучший сценарий по проведению одного из основных массовых мероприятий - концерта, церемонии открытия (закрытия), театрализованного шоу и т. д. Профильные организации, а также просто физические лица - режиссеры, художники, сценаристы - подают заявки. Авторитетная комиссия следит, чтобы яркая, искрящаяся форма соответствовала продуманному с идеологической точки зрения содержанию. Одобренный проект частично финансируется из городского бюджета, значительно усиленного спонсорской помощью.
Так, в этом году тендер на проведение церемонии открытия выиграло творческое объединение «Вип-Концерт», имеющее большой опыт в устроении мероприятий подобного уровня. Кстати, заявки могут подавать и непрофильные организации. Такой вариант носит кодовое название «Подарок городу» и целиком (и творчески, и материально) осуществляется за счет компании.
В прошлом году программу, подготовленную на собственные деньги, подарила Москве компания ОАО «Исток», производящая алкогольную продукцию; в этом сентябре горожан порадует «Инком-недвижимость». Город же в данном случае обеспечивает только техническую поддержку - сцену, свет, звук. Тот факт, что бизнесмены помогают городу - налицо. Но... что они получают взамен? В первую очередь - возможность заявить о себе: программа ведется от лица компании, на самых выгодных рекламных местах висят ее логотипы, баннеры, растяжки.
Кроме того, в мэрии и в Комитете культуры Москвы в ходе пресс-конференций вручаются «Сертификаты спонсора». А это - имидж, информационный повод, полезное дополнение в системе маркетинговых коммуникаций. Как украсить город Изменить образ города к празднику - задача для тех, кто специализируется на наружной рекламе. Собственно, цивилизованные рекламисты давно уже поняли, что «наружка» должна быть не просто средством заработка, но и украшением, соответствовать современным тенденциям городского дизайна. «Делать так, чтобы не было стыдно за качество» - девиз любой состоявшейся фирмы, а рекламной - на чью продукцию смотрит множество людей - в особенности.
Рекламисты рассчитывали заработать на 400-летии Томска. Была создана единая концепция украшения города - начиная с оформления семи концертных площадок и двух въездных арок и заканчивая праздничными ценниками и брелоками для ключей с томской символикой. Фирмы, входящие в Ассоциацию рекламистов Томска, выпустили большой красочный альбом, чтобы показать, как, по их мнению, должен выглядеть город в свой юбилей.
Стоимость комплексного предложения составляла около 72 миллионов рублей. Предполагалось, что до тридцати процентов от этой суммы обеспечат рекламодатели-спонсоры; часть расходов оплатят кафе и магазины - за оформление в общем стиле; и примерно 20 миллионов будет выделено из праздничного бюджета. 400 лет Томску исполняется в начале сентября, а еще в феврале рекламисты начали модернизировать свои щиты и стойки, на что было потрачено семь миллионов рублей. Но на собственно праздничное оформление в бюджете денег не оказалось: просто «не заложили».
Нет оформления - нет и предложений от спонсоров. В результате администрация настойчиво попросила рекламистов все же украсить город - на 4 миллиона выделенных рублей и за собственный счет. Те подумали и сказали, что реально готовы потратить полтора миллиона собственных денег, однако в эту сумму должны войти не только стоимость самих работ, но и цена современных качественных материалов. 30 перетяжек, 30 щитов «три на шесть метров», оформление одной из семи концертных площадок, 1 800 флагов, плакаты и шары - вот все, что осталось от грандиозных дизайнерских планов. При этом переговоры с властями затянулись настолько, что до праздника осталось совсем мало времени, и от некоторых сложных проектов пришлось отказаться уже не по финансовым соображениям. С другой проблемой томские рекламисты столкнулись, когда стали предлагать услуги по юбилейному оформлению магазинам.
Ожидалось, что дизайн будет соответствовать общей концепции. Но у многих магазинов нашлась своя юбилейная символика - то ли оставшаяся с прошлых Дней города, то ли изготовленная по демпинговой цене дизайнерами-самоучками. В общем, о сохранении единого стиля речи уже не идет. Фирмы же, которые честно получили аккредитацию на использование томской символики для своей продукции (взнос за аккредитацию - 10 тысяч рублей, плюс процент от каждого проданного экземпляра с этой символикой), остались почти без заказчиков. Возможно, провинциальный рынок не дорос ни до понимания необходимости единого стиля в праздничном дизайне, ни до умения оценивать качество оформления. И это проблема, которую томским рекламистам еще предстоит решить.
Несколько проще дела обстояли с сувенирной продукцией. Чтобы попытаться как-то компенсировать расходы по «наружке», некоторые фирмы выпускали сувениры - не по одному десятку тысяч штук. И, в отличие от оформления, это оказалось востребованным, особенно с учетом того, что по всему городу работала сеть специальных праздничных киосков. Правда, продукцией от рекламистов их ассортимент не ограничивался: конкуренцию составили изделия народных промыслов. Вот только фирмы, специализирующиеся на производстве таких изделий, платить за использование символики не стали: затраты на ручной труд просто не окупали стоимость аккредитации. Так опыт томских рекламистов показал, что праздник - мероприятие пока не слишком прибыльное. И даже - влечет за собой определенные расходы.
Впрочем, юбилей предоставил возможность проявить свои патриотические чувства, что, в конечном счете, работает на имидж компаний. »Томский Бизнес-журнал Город ждет Разумеется, множество крупных, средних и даже мелких компаний пользуется возможностью «выйти в свет» при таком благоприятном стечении обстоятельств и большом собрании людей. Кстати, здесь прослеживаются уже вполне очевидные тенденции. Так, банки и другие организации, обладая значительными финансовыми возможностями, но не имея отношения к производству, и, соответственно, к народному товару, нуждающемуся в продвижении на рынке праздных гуляк, на контакт с городской администрацией идут не слишком охотно.
Как правило, предлагают спонсорскую поддержку после обращения руководства города urbi et orbi с просьбой оказать посильную помощь. В этом году, например, одним из генеральных спонсоров Дня города выступил «Банк Москвы». Куда активнее выходят на организаторов праздника реальные производители и продавцы товаров. Здесь имеет место так называемый «бартерный вариант».
Например, «Спортмастер» предоставляет одежду для «спортивного блока» церемонии открытия Дня города, а «Красный Октябрь» набивает кондитерской продукцией мешки Дедов Морозов на Елках в Кремлевском дворце. Город же «расплачивается» той же наружной рекламой, тиражированием логотипов компаний в программках, приглашениях, пресс-релизах и т. д. - Производители обычно сами ищут нас, - говорит Татьяна Иванова. - Но иногда мы видим, что надо привлечь предпринимателей соответствующего профиля. И сами начинаем обзванивать предприятия. Вот в День защиты детей, который проходит, как правило, в саду «Эрмитаж», мы пригласили к сотрудничеству детские издательства (за них отвечало Общество книголюбов), кондитерские фабрики, производителей детской одежды, обуви, игрушек и т. д.
Если действия коммерческой организации согласованы с устроителями праздника, то процедура допуска к участию значительно упрощается. Хождения по инстанциям по поводу «где-бы-мне-тут-поставить-ларек» сводятся к минимуму: организаторы составляют список участников, с которыми проведены предварительные переговоры, и передают его в департамент потребительского рынка, который, в свою очередь, потребует у потенциальных продавцов сертификаты на товары и услуги.
Шансы стать участником празднеств значительно увеличиваются, если бизнесмены пожелают выступить спонсорами какого-либо проекта или хотя бы его части. - Бюджета, как всегда, на всё не хватает, - сокрушается Николай Григорьевич. - Такой масштаб праздника требует больших вложений, и тут спонсорская помощь неоценима. Причем все деньги уйдут на организацию массовых мероприятий, город никакой прибыли от этого не получит. Кстати, именно предприятия малого и среднего бизнеса предлагают более гибкие схемы оплаты и приемлемые цены.
МАСТЕР-КЛАСС: КОНСУЛЬТАЦИЯ АДВОКАТА
Для того чтобы у компаний, участвующих в различных массовых мероприятиях, все прошло гладко, «без шума и пыли», порой приходится консультироваться с юристами. Сергей Горбачев, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры», осуществлял правовое сопровождение многих проектов такого рода и, как правило, представлял интересы крупных компаний шоу-бизнеса, выступавших агентами в рамках городских проектов. - Правовое сопровождение - это осуществление контроля за ходом сделки, оценка ее корректности, консультации по вопросам взаимодействия с властями и конкурентами. То есть, собственно говоря, стремление добиться абсолютной безопасности сделки, - поясняет суть своей работы Сергей.
Не у всех даже крупных компаний есть в штате должность юриста, столь необходимая в нашем постоянно меняющемся мире. Однако, по словам Сергея Горбачева, штатный юрист не всегда способен проинформировать своего работодателя о наличии определенных проблем, поскольку по рукам и ногам связан желаниями и «установками», полученными от того же самого работодателя. Тем временем проблемы могут появляться на каждом шагу. - Возникают вопросы по поводу налогообложения, нецелевого использования денежных средств, законодательства об авторских и смежных правах, правомерности сделки... Да мало ли есть различных нюансов, знание которых и является профессиональной составляющей юридических служб, - говорит Горбачев.
Впрочем, на его памяти серьезных недоразумений и судебных разбирательств по итогам проведения массовых мероприятий не было. «Главное - согласованность действий: организаторы и участники должны четко представлять себе свои задачи и обязанности. А заблаговременная подача заявок на участие в конкурсе и договоренность с административными органами - залог успеха».
Разумеется, в Москве сегодня создано куда больше предпосылок для предпринимательской деятельности: есть развитая инфраструктура, емкий рынок предложений и услуг. Однако даже в столице многие массовые мероприятия для компаний, работающих в сфере шоу-бизнеса, торговли, производства, в действительности не являются прибыльными. Для них главное - позиционирование полезности самих себя для города. А еще точнее - для городской администрации. В общем, «ты помогаешь городу, а в трудной ситуации город поможет тебе». Видимо, в этом пока и состоит смысл активного участия небольших предприятий в народных гуляньях. А горячие пирожки...
Говорят, во время праздников продажи вырастают. Не на настолько, чтобы делать на это ставку. Сделать праздник Декорации общественных праздников в городе Иваново незамысловаты. День города, Новый год, День молодежи - унылы и однообразны: пара-тройка концертных площадок в центре города и банальный салют. Во время мероприятий мосты на двух главных проспектах, между которыми «палят», перекрываются как заведомо опасные объекты: вдруг осчастливленный народ в эйфории начнет валиться через перила! А хочется массовости, фееричности, нестандартной публики ... общей идеи!
Подобные мысли давно зрели в голове директора ивановского Фонда развития и реализации свободных идей «Небо» Александра Малинина. И в этом году они имели все шансы реализоваться и вырасти в межрегиональный открытый фестиваль молодежной музыки «В отрыв». Мероприятие планировалось посвятить памяти участника группы «Дискотека Авария» Олега Жукова - одного из самых известных ивановцев. В фестивале ожидалось участие около тридцати исполнителей и творческих коллективов из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Пензы, Мытищ, Новосибирска, Волгограда и других городов. Ну а той самой общей идеей должно было стать выявление новых имен и творческих позиций среди молодых музыкантов, поддержка их деятельности. Мероприятие хотели сделать ежегодным и добиться уровня таких фестивалей, как «Нашествие» и «Новая волна».
Так же, как и эти популярные фестивали, ивановский мог продлиться два дня, однако музыкальный формат его собирались расширить: среди конкурсных номинаций значились - рок традиционный и экстремальный, популярная музыка и хип-хоп. Но... почему все в прошедшем времени? Увы, в самый последний момент, когда мероприятие уже готово было состояться, генеральный спонсор, с которым соглашение было заключено на словах - вышел из проекта. В свою очередь усилия к тому, чтобы фестиваля не было, приложили и местные чиновники. В общем, фестиваля не будет. По крайней мере, в этом году.
А начиналось все очень оптимистично. Вспоминает Роман Мушкетов, координатор фестиваля: - Бюджет фестиваля составлял почти 50 тысяч долларов. Около трети всех затрат должен был оплатить спонсор. Мы должны были снимать номера для участников в гостинице, кормить их, некоторым - оплачивать дорогу. В Москве было взято напрокат оборудование на 70 тысяч рублей. Сто тысяч рублей должны были пойти на денежные призы победителям.
Половину общей суммы затрат надеялись окупить за счет продажи билетов, которые должны были стоить 50 рублей. На территории центра отдыха «Малинки», избранного в качестве места проведения мероприятия, ожидались шесть тысяч человек (а поскольку фестиваль должен был продолжаться два дня, то - двенадцать тысяч). Поначалу фестиваль намеревались проводить на территории стадиона «Меланжист» в черте города, и городская администрация дала на это «добро». Но ближе к делу возьми да и откажи организаторам.
С чего бы? Сергей Фролов, заведующий отделом культуры администрации г. Иваново, так пояснил ситуацию: «По вопросу проведения фестиваля на стадионе «Меланжист» была собрана комиссия из представителей милиции, руководителей административного отдела и комитета по делам молодежи. Выбор места не одобрила милиция, и выдвинутые милиционерами аргументы оказались очень вескими.
Во-первых, возле стадиона нет автостоянки, и большой наплыв транспорта, который будут парковать на обочине дороги, может стать причиной дорожно-транспортных происшествий. Во-вторых, организаторы хотели размещать участников фестиваля в палатках на территории стадиона. Санитарно-эпидемиологический центр запретил это из-за отсутствия условий: воды, туалетов, возможности готовить еду». И третья, по словам С. Фролова, самая важная причина - это «наличие в непосредственной близости от стадиона стратегически важных объектов, таких как ТЭЦ-2, горэлектросеть и водонапорная станция».
А вдруг теракт? Кто тогда будет отвечать? Похоже, на сегодня это самая весомая причина для запрета любого общественного мероприятия. Кстати, отказав в предоставлении территории, администрация предложила альтернативу: организаторов и участников отправить музицировать на южный, не действующий аэродром. Но вот незадача: место это за чертой города, и разрешение придется просить уже у областной администрации.
Выходит, все круги бюрократического ада нужно проходить заново. В то время как государственные мужи всеми способами пытались уйти от ответственности, реализаторы свободных идей из «Неба» нашли союзников в своей же, частнопредпринимательской среде - территорию изгнанникам готов был предоставить популярный у молодежи международный центр отдыха «Малинки», расположенный недалеко от города. Но - не бесплатно, а - на даньги генерального спонсора. Который взял, да и «соскочил».
Александр Малинин, директор Фонда развития и реализации свободных идей «Небо», сетует на то, что пока в Иваново отсутствуют опыт и культура проведения подобных мероприятий. Отсюда и проблемы в общении с администрацией, спонсорами: первые жалуются на то, что нет денег (хотя денег, собственно, никто и не просит, нужно всего лишь предоставить территорию). Вторые опасаются быть генеральными спонсорами, так как не известно, будет ли от этого выгода. - В задачи нашего фестиваля, который мы все-таки собираемся провести в будущем году, не входит получение финансовой выгоды, - поясняет Александр Малинин. - Мы хотим, в первую очередь, сохранить добрую память об Олеге Жукове, а также поддержать молодых музыкантов, не избалованных популярностью. Кроме того, организаторы задумали в дни фестиваля развернуть обширную инфраструктуру: пейнтбольный тир, шатры летних баров и кафе. Но теперь все это снова лишь планы...
В общем, если в городе нет праздника, то его нужно создать, устроить, сделать своими руками. Между прочим, через некоторое время по-настоящему привлекательное событие может стать и коммерчески прибыльным. Даже в том случае, если в основе будет лежать красивая идея, далекая от блеска презренного металла. »Ивановский Бизнес-журнал»
Другие новости