Стороны не всегда могут учесть все работы в смете, и это приводит к невозможности завершения проекта без дополнительных работ. По общим правилам подрядчик должен уведомить заказчика о необходимости проведения дополнительных работ. Но на практике стороны допускают ошибки в согласовании или оформлении нужных документов, что приводит к конфликтным ситуациям. Особые сложности возникают, когда заказчик — государство и договор заключается на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).
Уведомить заказчика о необходимости дополнительных работ
Подрядчик обязан уведомить заказчика о необходимости проведения дополнительных работ. Если в течение 10 дней ответ не будет получен, следует приостановить работу (п. 3 ст. 743 ГК). Исключением являются случаи, когда есть риск порчи объекта или его гибели.
Доказать, что без незамедлительного проведения работ проект был бы испорчен, должен подрядчик (постановление АС Дальневосточного округа от 06.07.2023 по делу № А24-2366/2022). Если подрядчик провел дополнительные работы на свое усмотрение, суд откажет во взыскании денежных средств.
Пример из практики. Подрядчик обратился в суд с заявлением о взыскании денежных средств за проведенные дополнительные работы. Суды отказали подрядчику, так как стороны не подписали документы о проведении дополнительных работ. Подрядчик выполнил их без согласования с заказчиком. Приобретение материала для данных работ за свой счет истцом без согласия заказчика означает, что он действовал на свой предпринимательский риск.
Подготовить документы, чтобы доказать согласованность работ
По общему правилу стороны должны подписать дополнительное соглашение к договору строительного подряда. Если соглашение не подписано, то ссылка на него не поможет выиграть дело.
Пример из практики. Подрядчик направил генеральному подрядчику дополнительное соглашение к договору, потому что проектно-сметная документация не соответствовала договору. Но генеральный подрядчик соглашение не подписал. Подрядчик в суде пытался доказать выполнение работ по подписанным в одностороннем порядке актам, но все инстанции ему отказали.
Позиции судов относительно того, чем можно доказать согласие заказчика на оплату дополнительных работ, разнятся. Главное, чтобы заказчик был заранее уведомлен. Некоторые суды принимают во внимание только дополнительное соглашение, иные более лояльны к прочим доказательствам.
Доказать согласованность можно только дополнительным соглашением между сторонами.
1. Сторона не может ссылаться на акт приема-передачи выполненных работ. Подрядчик не сообщил заказчику о необходимости выполнения дополнительных работ и включил эти работы в акт приемки. Суд отказал подрядчику во взыскании стоимости допработ, потому что акт подтверждает лишь факт выполнения подрядчиком работ, а не согласие заказчика на дополнительную оплату.
3 п. 10 информационного письма ВАС от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»
2. Сторона не может ссылаться на акт освидетельствования скрытых работ или на протоколы оперативных совещаний рабочей комиссии.
Пример из практики. Подрядчик ссылался в суде на то, что хоть стороны и не подписали дополнительное соглашение, но согласовали работы иными документами. Суды отклонили данный довод. Акты освидетельствования скрытых работ не свидетельствуют о предварительном согласовании сторонами выполнения дополнительных работ, а лишь подтверждают их выполнение. Из протоколов оперативных совещаний рабочей комиссии предварительное согласование работ также не усматривалось.
Доказать согласованность можно и другими документами, помимо соглашения. Сторона может сослаться на локальные сметы и протоколы технических совещаний, а также на переписку с заказчиком. Главное, чтобы вторая сторона была уведомлена о проведении дополнительных работ заранее.
Пример из практики. Суд удовлетворил иск подрядчика о взыскании денежных средств за дополнительные работы даже без наличия подписанного соглашения. Стороны подписали акты на дополнительные работы, в письме заказчик подтвердил необходимость их выполнения и установил срок. Также стороны отразили дополнительные работы в локальных сметных расчетах и дефектных ведомостях. В этой связи суды пришли к выводу о том, что ответчик согласовал сметную документацию и поручил истцу проведение дополнительных работ. Выполнение дополнительных работ без заключения соглашения к контракту не являлось нарушением, которое влечет за собой отказ в их оплате, поскольку подрядчик действовал как разумный и добросовестный участник гражданского оборота.
Дополнительные работы при выполнении заказа государства или муниципалитета
Закон устанавливает более строгие правила для правоотношений в связи с исполнением государственных контрактов. Цена контракта твердая и определяется на весь срок исполнения, изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Из-за стремительного роста цен на материалы и работы в период 2021–2022 годов Правительство решило предусмотреть возможность увеличения цены государственного контракта. Для этого Правительство постановлением от 09.08.2021 № 1315 позволило изменять не более чем на 30 процентов цену действующего контракта стоимостью более 1 млн руб., предметом которого является обеспечение федеральных нужд. Существенным условием является то, что договор должен быть заключен до 01.01.2022.
Но подрядчикам не всегда удается увеличить стоимость работ на основании данного постановления.
Пример из практики. Суд установил, что подрядчик выполнил обязательства по контракту в полном объеме, но соглашение об увеличении цены контракта стороны не заключили. Суд первой инстанции сделал вывод о необходимости увеличения цены контракта без согласия государственного заказчика. Кассация с выводом суда первой инстанции не согласилась. Истец самостоятельно на свой риск выполнял работы, не приостановил производство работ до согласования увеличения цены с государственным заказчиком, поэтому невозможно констатировать, что внесение изменений в цену контракта вызвано изменением объективных обстоятельств.
У подрядчика есть перспективы взыскать с заказчика стоимость дополнительных работ, но только в том случае, если все документы были оформлены правильно и без дополнительных работ проект не мог бы быть завершен.
Пример из практики. Муниципальное образование и подрядчик заключили контракт на благоустройство сквера. Также стороны заключили четыре дополнительных соглашения к контракту. Заказчик отказался подписывать акты о приемке дополнительных работ и оплачивать их. Суды решили, что выполнение дополнительных работ по контракту было фактически согласовано заказчиком, а работы были необходимы для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата.
ВС также отметил, что если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла, то последующий отказ в оплате дополнительных работ не допускается.
Рекомендации для подрядчиков.
1. Незамедлительно уведомлять заказчика о необходимости проведения дополнительных работ, согласовывать объем и сроки.
2. Дополнительные работы следует закрепить в соглашении, обе стороны должны его подписать.
3. Нельзя ссылаться на постановление Правительства от 09.08.2021 № 1315, чтобы взыскать дополнительные расходы после завершения работ в первоначальные сроки и по изначальной цене. Нужно заранее уведомлять заказчика о необходимости увеличения цены.
4. Если работы уже завершены, а соглашение не подписано, нужно собрать доказательства того, что заказчик был в курсе необходимости дополнительных работ и согласился с ними. Помогут письма, электронная переписка, уведомления, локальные сметы.