Телефоны со встроенными фотокамерами — один из наиболее успешных рождественских товаров этого года — стали источником юридических проблем, которые так или иначе пытаются решить практически во всех странах. Первые образцы этой продукции появились на рынке в 2001 году. Комбинированное устройство изначально несло в себе элементы шпионского приспособления: то обстоятельство, что трубка снабжена объективом, далеко не очевидно для окружающих, так что фотографировать можно незаметно.
А поскольку каждый фототелефон поддерживает технологию пакетной передачи данных, нет никаких препятствий к тому, чтобы немедленно отправить картинку (неплохого, заметим, качества) по электронной почте. «Мечта вуайериста» — так названа эта техника в недавнем сообщении Reuters. Агентство сообщает о том, что фитнес-центры Северной Америки, от Лос-Анджелеса до Торонто, вводят запрет на любые мобильники для своих клиентов. В числе первых еще в июле это сделал Sports Club/LA — одно из самых дорогих и известных в мире заведений такого рода.
В Японии имели место случаи успешного судебного преследования телефонных вуайеристов, которые размещали в Интернете изображения своих ничего не подозревающих жертв. Саудовская Аравия в начале года и вовсе под страхом уголовного наказания запретила на своей территории телефоны с камерами. Италия в мае законодательно регламентировала правила использования фототелефонов.
Основное условие: люди, попавшие в объектив телефонной камеры, должны быть заранее предупреждены о том, что снимок мгновенно может оказаться доступен в Интернете. Самый громкий скандал случился в Англии. В апреле ушлый репортер попытался сделать снимок участников процесса в зале суда (что запрещено законом), а на следующий день сам оказался в роли подсудимого. Новатора приговорили к 250 фунтам штрафа. В России телефоны с камерами сейчас, по словам руководителя по связям с общественностью сети центров мобильной связи «Связной» Анны Свердловой, составляют 3-4% общего объема продаж, и этот показатель стабилен. Примерно та же — правда, в ретроспективе — картина имеет место в Северной Америке.
По данным Reuters, парк «фототрубок» (3 млн штук) составляет 3,3% от общего числа сотовых телефонов. Всего же в мире продано 65 млн таких устройств. Основной потребитель — азиатские рынки. Тем не менее в стороне от прогресса мы не стоим. Существуют и строгие запреты на использование мобильников в определенных местах — например, следственных изоляторах. По неподтвержденным сведениям источников «Известий», кое-где в Москве уже установлена аппаратура для кардинального решения вопроса, а именно: подавления сигнала сотового телефона на ограниченном пространстве. Случаи использования «глушилок» нам неизвестны.
Каковы юридические основания для ограничений применения мобильников с камерами? По словам адвоката Петра Домбровицкого (Московская коллегия адвокатов «Князев и партнеры»), «наше законодательство не регламентирует съемку любительскими камерами. Любой гражданин вправе осуществлять ее по своему усмотрению. Исключения составляют только те места, где съемка запрещена подзаконными актами и внутренними правилами. Их введение не противоречит законодательству.
Более того, для государственных учреждений, например, таких, как СИЗО, ФСБ, МВД и т.п., эти правила выделены в официальные документы. Если рассмотреть в качестве примера ситуацию с публикацией в СМИ известной любительской фотографии г-на Ходорковского в момент содержания его под стражей, то несложно предположить, что лицо, сделавшее этот фотоснимок, действовало без разрешения начальника СИЗО, что незаконно и подпадает под статью об административном правонарушении. Даже если разрешение от начальника СИЗО было бы получено, то снимок все равно мог бы быть сделан только с разрешения г-на Ходорковского. Что касается установки аппаратуры для глушения сигнала мобильных телефонов, то без соответствующего разрешения она запрещена, к тому же такая аппаратура подлежит обязательной сертификации».
Другие новости