Вчера в Приморье было возбуждено уголовное дело в связи с голодовкой 37 шахтеров разреза «Раковский» Михайловского района. Горняки пытаются добиться выплаты задолженности по зарплате, которая, по разным данным, составляет от 7 до 16 млн. рублей.
Как выяснили «НИ», у рабочих просто нет другого выхода, чтобы добиться честно заработанных денег. Государственные механизмы контроля в этой области практически не работают. Вчера прокуратура Ленинского района Владивостока возбудила уголовное дело по фактам невыплаты заработной платы шахтерам угольного разреза «Раковский» в поселке Новошахтинск Михайловского района Приморского края.
Дело возбуждено по статье 145 УК РФ «невыплата зарплаты». Поводом для активных действий прокуратуры стала объявленная накануне голодовка 37 работников разреза. Шахтеры сразу заявили, что голодать они будут до конца – пока им не будет выплачена вся задолженность по зарплате, которая накопилась с августа прошлого года. Протестующих горняков готовы поддержать все 220 работников «Раковского».
Руководство разреза задолжало каждому примерно по 60 тыс. рублей. Последний раз шахтеры получили зарплату в июле прошлого года. В декабре и январе угольщикам выдали еще по 8–10 тыс. рублей. Вчера к шахтерам приехала старший помощник прокурора Михайловского района Мария Счастливцева. Она собрала объяснительные, но скорого погашения долгов не обещала.
«В начале этого года мы уже проверяли заявления о невыплате зарплаты, – рассказала «НИ» прокурор. – Но злого умысла руководителей не нашли. На разрезе действительно сложная ситуация, денег на счетах нет». Между тем в ходе проверки выяснилось, что пропали многие финансовые документы. Нет даже трудовых книжек работников. Угольщики «Раковского» настроены решительно.
Некоторые из них признались корреспонденту «НИ», что страдают язвой желудка, но прекращать голодовку не намерены. «В марте мы обращались к губернатору Приморского края Сергею Дарькину. Он обещал разобраться, но до сих пор ни с места», – в один голос говорят угольщики. «Нам отвечают одно: «Да хоть вешайтесь!» Всем на нас наплевать, – сказал «НИ» горняк Олег Шулепов. – Я за квартиру должен 18 тыс. рублей. Уже и в суд вызывали – собираются выселять из квартиры. Куда я пойду? А сколько семей развалилось из-за денег! Зарплаты нет, жены уходят». – «А у меня жена инвалид, зимой только за лекарства отдали 6 тыс. рублей. Пришлось брать в долг. Так что отсюда я уйду только с деньгами», – поддерживает товарища Алексей Пахолович.
Причины сложившейся ситуации угольщикам известны, но о них говорят только вполголоса. По словам одного из управленцев разреза, проблемы начались еще в августе 2003 года. Тогда в автокатастрофе погиб директор компании «Востокэнерго», владельца разреза, Александр Приеменко. Наследниками остались сын и вдова директора. Они начали делить акции и власть над компанией.
С разреза ушло 460 тыс. тонн угля, но денег за него официально никто не получил. Кроме того, «Раковскому» задолжала и Приморская транспортная компания. Ей отгружают уголь, но та за него не расплачивается. Рядовые угольщики уверены, что таким образом просто пытаются разорить разрез, обанкротить, а затем завладеть техникой и самим месторождением. Этот сценарий вполне вписывается в общую ситуацию в Приморье. За последнее десятилетие разорились десятки крупнейших предприятий края. В прошлом году практически все угольные предприятия Приморья сменили владельцев. Даже администрация Приморского края продала свою долю акций в ОАО «Приморскуголь».
По словам губернатора, это было сделано для оптимизации экономической деятельности: мол, не с руки администрации владеть и управлять коммерческим предприятием. Однако с переходом шахт в частные руки у государства практически не остается реальных рычагов давления на владельцев. То есть фактически шахтеры попадают в зависимость к своим работодателям.
Как сообщили «НИ» в департаменте угольной промышленности Министерства промышленности и энергетики РФ, в России осталось только две государственные угольные разработки: это «Арктикуголь» и Солтовский разрез. «Все остальные 105 шахт и 77 разрезов акционированы и находятся либо полностью в частных руках либо с долевым участием государства, – рассказал «НИ» заместитель начальник департамента Сергей Козлов. – Поэтому реальных рычагов воздействия на руководство угольных предприятий у нас нет. Кстати, случаи невыплат по зарплатам горнякам достаточно редки.
В основном предприятия вовремя платят своим работникам, но есть и недобросовестные владельцы, которые сознательно не выдают деньги. С такими можно бороться через суд». Но, как выяснили «НИ», через суд добиться желаемого результата практически невозможно. «Дело в том, что когда работодатель не платит зарплату, это вызвано тем, что он объявляет, что у него фактически денег нет. Поэтому даже если суд выдаст истцу исполнительный лист, в котором будет написано, что ему должны вернуть деньги, то добиться их будет практически невозможно», – пояснил «НИ» адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Алексей Паршиков. «Шахтеры просто вынуждены бастовать и голодать, чтобы получить свои деньги, – рассказал «НИ» заместитель председателя Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Анатолий Аникин. – Этими акциями протеста они привлекают внимание общественности и журналистов.
Как показывает практика, государственные структуры, которые должны следить за соблюдением прав трудящихся, такие, как прокуратура и федеральная инспекция труда, начинают шевелиться только после отчаянных шагов горняков». В федеральной инспекции труда «НИ» сказали, что если во время проверки предприятия фиксируются какие-либо нарушения законодательства, то руководству предприятия выписывается простое предписание. В случае его неисполнения налагается штраф в размере от 5 до 500 МРОТ.
Кстати, в инспекции ничего не знали о голодовке в Приморском крае и попросили перезвонить попозже, когда выяснят подробности. Спустя некоторое время в федеральной инспекции уже знали о голодовке, но некоторые детали почему-то расходились с версией самих шахтеров. «В разрезе «Раковский» голодовку объявили 28 человек, а не 37, – сказал «НИ» сотрудник федеральной инспекции. – Зарплату им не выдавали всего 4 месяца, а не 9. Правда, там до сих пор не могут установить реального владельца компании».
РОССИЯ «ГОЛОДАЮЩАЯ» 26 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА
Объявили суточную голодовку шахтеры Инты в Республике Коми. Триста горняков шахты «Западная-бис» отказались от еды, требуя погашения задолженности по зарплате и выплаты компенсаций в связи с закрытием шахты. Кроме того, 17 человек голодали прямо в забое – они спустились под землю еще 15 апреля. 27 апреля горняки, остававшиеся под землей, поднялись на поверхность, приостановив акцию протеста. Также прекратили голодовку и остальные 300 сотрудников предприятия.
Была начата выплата задолженности по зарплате. 22 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА. Объявили бессрочную голодовку 23 бывших сотрудника Невьянского механического завода в Свердловской области. Люди потребовали от руководства предприятия погашения задолженности по социальным выплатам и выходному пособию. Год назад с предприятия были сокращены 400 человек, однако до сих пор они не получили расчет. 23 апреля с участниками акции протеста полностью рассчитались.
16 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА
Горняки шахты «Енисейская» в Хакасии, которым задолжали зарплату за полгода, объявили голодовку. В акции протеста приняли участие 60 работников шахты. Общая сумма задолженности за 6 месяцев составила 7,5 млн. рублей. Один из голодавших умер. 27 апреля после выплаты части задолженности горняки прекратили акцию протеста. 9–16 МАРТА 2004 ГОДА. Бастовали 50 работников деревообрабатывающего комбината в городе Сухой Лог Свердловской области. Они требовали погасить перед ними задолженность по заработной плате и угрожали бойкотировать президентские выборы. 16 марта руководство предприятия объявило о его полном закрытии.
1 МАРТА 2004 ГОДА
Около тысячи горняков трех ликвидируемых шахт города Новошахтинска Ростовской области и членов их семей провели демонстрацию и митинг в центре города, на котором потребовали погасить им долги по зарплате, превысившие 200 млн. рублей. Долги начали погашать. 26 ФЕВРАЛЯ 2004 ГОДА. Объявили забастовку авиадиспетчеры калининградского авиаузла, требуя погашения долгов по зарплате, которые копились у них с февраля 2003 года. 27 февраля акция протеста была прекращена, так как все долги перед авиадиспетчерами были погашены.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ЗА НЕВЫПЛАТУ ЗАРПЛАТЫ
По Трудовому кодексу РФ работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несет ответственность в соответствии с федеральным законодательством. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
Согласно Уголовному кодексу РФ невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Другие новости